20:27 

Harley Queen
female harlequin
Тем, кто ждет 38 серию "Императрицы Ки", посвящается,
или Несколько выводов по следам 37 серии

"У степняков есть традиция, - сказал генерал Байан и посмотрел на Талтала. Тот красивым жестом, через эфес сабли, подал ему веревку. - Из уважения к врагу - убивать его без крови". Генерал сжал веревку в ладонях. Рука переводчика, дрогнув, потянулась к гуглю.

Монголы были люди недобрые. Одних описаний, каким образом они умудрялись казнить преступника, просто не сосчитать. Помимо банального лишения головы, у них были способы и замысловатые, некоторые из них упоминались в дораме - сварить в масле, заживо разрезать на куски, нанести смертельные увечья. Некоторые не упоминались - ритуальное вырывание сердца, сажание на кол; были еще варианты с участием животных и насекомых. Интересный способ изобрел один монгольских князьков - он прибивал врага к деревянной лошадке и оставлял его на обозрение, пока тот не истечет кровью. (Поэтому слова Талтала, что голову Талахая выставят на рыночной площади, звучат как-то даже беззлобно, буднично - дикие времена, интернета нет, смотреть не на что - ну так хоть на голову врага посмотреть). Смертная казнь полагалась едва ли не за все подряд; в мире, где практиковалось сжечь город, кидая младенцев в огонь и тут же насилуя их матерей, это было одной из сторон жизни. Измена хану - то, на чем поймали Эль-Тэмура в конце концов - возглавляла список того, за что полагалась смерть.

Известно, однако, что существовала особая милость. По верованиям монголов, душа человека заключалась в его крови - чем меньше крови прольется при смерти, тем лучше. Такой заботы о душе удостаивались немногие - в основном члены правящих семей либо очень уважаемые враги. В частности, именно такой смерти Чингисхан удостоил бывшего друга детства - некогда союзник, товарищ по оружию и верный друг, Джамуха поднял мятеж, который не сумел довести до конца. Итогом стала почетная казнь в память о былых заслугах - Джамуху закатали в кошму и перебили ему позвоночник. Таково было суровое представление монголов об уважении и достоинстве. Можно считать, конечно, что так, что этак - какая разница, все равно бесчеловечно, но для них самих разница была. И то, что нам показали - "ведите торжественно", "убить без крови из уважения" - как раз иллюстрирует страшные и суровые нравы тех времен.

Из этого следует вывод первый - даже если "уважительная" казнь показалась вам страшной, любая ее альтернатива была в разы страшнее.

А почему Байан говорил именно о степняках, да и сам Эль-Тэмур, обращаясь к нему, заметил: "Мы - степные волки"? Дело в том, что Эль-Тэмур хоть и был в Китае монгольским завоевателем, но сам-то он был по происхождению не монгол. Он был кипчак, и если слово кажется вам смутно знакомым, вспоминайте "Слово о полку Игореве". Кипчаки - это то же самое, что и половцы, с которыми дрался князь Игорь. Более того, еще во времена, когда Русь знать ничего не знала ни о монголах, ни о татарах, половцы были и главным бедствием, и главным разбавителем генофонда. В летописях упоминается, что и в становищах половцев было очень много славянок (в основном умыкнутых в качестве добычи), и у русских было полным-полно половецких невольников. Няни-половчанки рассказывали детям половецкие сказки, пленные кочевники пускали корни и заводили семьи. Из этого следуют еще два любопытных вывода:

- Танец Эль-Тэмура с саблей - это, получается, те самые половецкие пляски, представляете?
- Не торопитесь ненавидеть Эль-Тэмура, он, возможно, ваш дальний дедушка.

А что же сам Байан? А Байан был по происхождению меркит. Кто такие меркиты - до конца так и не установлено. Именно с меркитами дрался юный Чингисхан Тэмуджин, именно они держали когда-то в плену его жену. Отношения, что у кипчаков, что у меркитов с чингизидами строились по одной схеме: дрались-дрались, пока не слились. Но слились ли? Очень возможно, что как раз и обстояло, как нам показали: Байан и Эль-Тэмур, оба добившиеся высокого положения среди монголов, могли стоять от чингизидов особняком. И тогда становится понятным, как больно было впечатлительному Байану. Кругом захватчики-чингизиды, которые всего-то сто лет назад вырезали его народ, и как бы там политика ни повернулась, а приходится убить своего же товарища-степняка. Грустно и страшно.

А самый неожиданный вывод этих исторических раскопок внезапно опять про Талтала. Как-то в комментариях кто-то из зрителей спросил: куда смотрят исторические консультанты, почему у Талтала волосы не черные? Ответ обнаружился с неожиданной стороны. Мы не знаем, кто были меркиты, так? Зато мы знаем, кто были такие половцы. Вы знаете, почему половцы назывались половцами? От слова "полова" - она же "мякина", это та шелуха, что остается от обработки зерна при обмолоте. Цвет у нее - чуть светлее каштанового, ближе к золотистому. Вы готовы к шоку? Половцев назвали половцами за волосы такого цвета. То есть у степняка - а Талтал же меркит, как и его дядя - могли быть каштановые волосы чисто генетически, если меркиты были кипчакам родня.

Хотя у Чжин И Хана это, конечно, краска, но все равно примечательная деталь.

изображение

@темы: тремями языками, страна рамёна, снесло потоком ци, мой личный наркотик, генерал

URL
Комментарии
2014-03-17 в 00:30 

moro6ka
Помню в каком нашем советском кино эпизод про кочевников был: пленному (?) в пятки конский волос заложили чтоб не убежал далеко.

Меня в 37 серии очень впечатлила линии БайаН - Эль-Тэмур. И комментарии Талтала.

2014-03-17 в 01:07 

Maravillosa
Это того стоит ©
пленному (?) в пятки конский волос заложили чтоб не убежал далеко.

moro6ka, в разных исторических романах тоже такое встречала.

Harley Queen, спасибо за разъяснения. В монгольском сериале про Чингисхана казней разных много было.

2014-03-17 в 22:11 

Neko NY
Жизнь: "Эй! Я коротка. Цените меня".
Harley Queen, спасибо, очень интересно оказалось.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Прямо сейчас

главная